12.07.2011Логические уровни в коучинге

Презентация книги. Ирада Вовненко. Съемка VFS.

Автор: Ю. Паршиков, С использованием материалов Р.Дилтса и А. Плигина

Понятие логических уровней относится к тому факту, что некоторые процессы и явления являются результатом отношений между другими процессами и явлениями. Любая система деятельности - это подсистема, включенная в другую систему, которая включена в другую систему и т.д. Этот вид отношений между системами производит особые уровни процессов относительно системы, в которой действует человек. Структура нашего сознания, язык и социальные системы формируют естественные иерархии, или уровни, процессов.

Например «доходность» компании находится на ином уровне, чем машинное оборудование, используемое этой компанией; и воспринимаемый образ находится на ином уровне, чем нейроны в мозге, которые передают сигналы от внешних рецепторов.

Широко использующийся сейчас термин «логические уровни» был адаптирован одним из «корифеев» НЛП Робертом Дилтсом из работ антрополога Грегори Бейтсона, и относится к иерархии уровней процессов, протекающих в отдельном человеке или в группе. Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне. Любое изменение на верхнем уровне обязательно распространяется вниз, ускоряя изменение на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни. Эти уровни включают (снизу вверх): 1) окружение и контекст, 2) действия, 3) навыки и способности, 4) ценности и убеждения и 5) личностное своеобразие. Шестой уровень, называемый «духовным», можно определить как некую «область отношений», которая охватывает многих личностей, формируя ощущение принадлежности к большей системе, выходящей за рамки индивидуальной личности.

Это, например, естественным образом связано с процессом накопления жизненного опыта: С момента рождения человек попадает в богатейшую среду предметного м ира , мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения, которые достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Проявляя различные данные человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою «самость», неповторимость, то есть собственное «Я» как целое. И затем, на определенном этапе, человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, вселенной, Богом на основе представления о личностном своеобразии.

В контексте коучинга структура логических уровней может использоваться в качестве «формата» - структуры, прояснение ячеек которой помогает клиенту получить целостное, системное видение своей ситуации. Это может помочь при прояснении его целей и дать дополнительную мотивацию к их достижению. Часто клиент приходит к удивительным для себя открытиям, когда при помощи открытых вопросов, мы проводим его вначале снизу вверх по структуре логических уровней: к своим ценностям, уникальности и миссии, а затем - сверху вниз - к новым стратегиями и решениям.

Чрезвычайно важно учитывать логические уровни, когда мы даем обратную связь. Для того, чтобы она была эффективной, ее следует вести на нижних трех уровнях - окружения, действий и способностей. Эти вещи можно изменить. С другой стороны, если человек привязан (а чаще всего так и бывает) к какой-то роли или системе убеждений, то предложения изменить их он может воспринимать как угрозу, и занять оборонительную позицию. Опробуйте это на самих себе. Представьте, что кто-то высказал в ваш адрес каждое из следующих утверждений

  • Ваше окружение (глупое / отвратительное / исключительное / превосходное)
  • Ваши действия в этой конкретной ситуации были (глупыми / отвратительными / исключительными / превосходными)
  • Вы действительно обладаете способностью быть (глупым / отвратительным / исключительным / превосходным)
  • То, в чем вы убеждены и что вы цените , - (глупое / отвратительное / исключительное / превосходное)
  • Вы (глупы / отвратительны / исключительны / превосходны)
  • Те, для кого вы это делаете (глупы / отвратительны / исключительны / превосходны)

Отметьте, что оценки, данные в каждом утверждении, не меняются. Меняется лишь точка зрения человека, к которому обращено утверждение.

Альберт Эйнштейн сказал, что трудности не разрешаются на том уровне, на котором они создались. В практике коучинга мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда клиент «застревает» на какой-то «тупиковой» ситуации, не видя из нее выхода. При помощи открытых вопросов мы можем побудить его подняться на более высокий логический уровень (можно на следующий, можно - перепрыгнуть), что может помочь ему найти новое решение. Это подобно аттракциону «лабиринт» у Джерома-К-Джерома, где для того, чтобы помочь посетителям выбраться из лабиринта, присмотрщику нужно было встать на лестницу и посмотреть на ситуацию сверху:

«Мне здесь скучно!» - «А что именно Вы здесь делаете?» или «Куда бы еще Вы могли пойти?»

«Мне приходится заниматься этой тупой работой!» - «Что еще Вы умеете делать?» «Как бы можно было сделать процесс работы более интересным?»

«Мне никогда не научиться играть на пианино!» - «Почему для Вас важно научиться играть на пианино?»

«Я терпеть не могу этого человека!» - «В какой роли Вы смогли бы относиться к нему хорошо?»

«Я просто неудачник!» - «А кто бы мог безусловно принимать и ценить Вас как личность?»

В завершение - немного юмора. Подумайте, к каким логическим уровням относятся следующие анекдоты?:

Собирается как-то «новый русский» на рыбалку, а братан ему и говорит:
- Слышь, Вован, дык зима ж на дворе, река ж змерзла давно…
- Ну и че?...
- Дык ловить-то как?... У тебя ж нет ни ледоруба, ни там этих… валенок, удочек зимних…
- Дык на кой они мне?...
- А без них-то как?
- Дык все так же! Я ж на рыбалку на Красное море собрался!

Американцы высадились на южном побережье Вьетнама.
Сержант собрал своих людей и решил дать несколько уроков поведения. Он стал рассказывать, как им следует вести себя при встрече с местными жителями:
- Мы должны дружить с ними, это приказ. Вы меня поняли? Не вступайте в спор об их вере, правах, суевериях. Сейчас, ребята, объясню вам на примере. Если кто-нибудь станет утверждать, что Азия больше Техаса, не разубеждайте его. Пусть так и думает.

Знакомятся два мужика:
- Петров, коммерсант: элитные автомобили, недвижимость, нефть!
- Иванов, налоговый инспектор, хлеб, вода, нары

В палате психушки психи спрашивают новичка:
- Мужик, а ты кто?
- Наполеон.
- А, ну ты не оригинал… У нас тут этих Наполеонов - до фига!
- А я не император! Я пирожное!

Журналист берет интервью у процветающего банкира :
- Что помогло вам добиться успеха?
- Убеждение, что сами деньги по себе ничего не значат, не надо за ними охотиться, главное - это работать, работать и работать.
- И это убеждение помогло вам разбогатеть?
- Нет, я разбогател, когда сумел убедить своих подчиненных.

- Доктор сказал, что у меня врожденные способности к горнолыжному спорту.
- А в чем это выражается?
- Кости быстро срастаются!

- Как твоя семейная жизнь?
- Скверно! Жена хочет со мной разводиться, так как ей кажется, что я не гармонирую с новыми гардинами в гостиной.

Командир на плацу:
- Курсанты! Что главное в танке?
- Броня? Орудие? Танкист?...
- Нет! Главное в танке не дрейфить!

Решили Вовочкины папа с мамой развестись. Вот они Вовочку и спрашивают:
- Вовочка, а ты с кем жить хочешь?
Тот (подумав):
- А телевизор у кого останется?

Пациент уверен, что он мертв. Все попытки психиатра переубедить его оканчиваются неудачей. Наконец, он обращается к пациенту:
- Скажите пожалуйста, течет ли у трупов кровь?
Пациент:
- Конечно нет.
Врач берет заранее приготовленную иглу и наносит ею укол в руку пациента. Появляется кровь. Врач:
- Ну, что теперь скажете?
Пациент:
- О, как я ошибался! Оказывается, у трупов течет кровь!

 

Источник: www.leader3000.ru


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 3)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий