03.07.2011Варианты управленческих воздействий для оздоровления финансов организации

Автор: О.Н. Дeмчyк, к.э.н., профессор кафедры экономики, учета и статистики Магнитогорского ГУ

Практика проведения финансового оздоровления организаций различных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

Схема 1. Меры, которые позволяют повысить эффективность использования основных средств организации и добиться снижения затрат на их создание:

а) мероприятия по повышению эффективности оборудования:

  • определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого в текущей производственной деятельности или мало (редко) используемого в производственной деятельности;
  • определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т.д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование;
  • продажа излишнего или мало используемого оборудования;
  • сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования;
  • обмен оборудованием между предприятиями;
  • консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;
  • если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;
  • рассмотрение возможности альтернативного использования излишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.;

б) этапы повышения эффективности использования административных, производственных и складских помещений:

  • определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем производства;
  • определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей;
  • продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения;
  • сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения;
  • в случае невозможности продажи / сдачи излишков площадей - проведение работ по их консервации с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т.п.;
  • если предприятие арендует помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;
  • рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями;
  • рассмотрение вариантов централизации деятельности предприятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью высвобождения дополнительной площади;
  • сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сторонним организациям.

Схема 2. Этапы сокращения капитальных вложений:

  • остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов, рассмотрение возможности возврата большей части вложенных средств;
  • изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вложений в связи с изменением внешних обстоятельств;
  • определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию;
  • консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию;
  • переориентирование инвестиционного проекта на новую деятельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

Схема 3. Рационализация производственных запасов:

  • уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет договоренности о более коротком сроке выполнения заказов на поставку и более равномерном поступлении материалов;
  • распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;
  • определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образовавшихся от закрытия нерентабельного производства, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т.д.;
  • уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресурсов;
  • определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей;
  • продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам;
  • рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства и снизить издержки хранения;
  • определение возможности переработки, восстановления качества залежавшихся запасов с целью их продажи по повышенной цене.

Схема 4. Рационализация производства:

  • закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;
  • сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современной технологии;
  • повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим переделам;
  • увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов;
  • переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов;
  • прекращение производства продукции «на склад»;
  • сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;
  • прекращение видов деятельности, обслуживающих основное производство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изделий и т.д.) с передачей их специализированным организациям и др.
  • всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты).

Схема 5. Ускорение оборота денежных средств:

  • создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок);
  • создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;
  • применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают;
  • рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;
  • рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продукцию организации, их финансового состояния с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др.

Схема 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности:

  • уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала;
  • введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов;
  • осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов;
  • снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами, или другими производителями;
  • сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;
  • сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета, определение, сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т.д.;
  • повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;
  • тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками;
  • сокращение затрат на покупку сырья и материалов;
  • замена импортных материалов на аналогичную продукцию отечественного производства;
  • использование менее дорогих компонентов, где это возможно;
  • внесение конструктивных, технологических изменений в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;
  • внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции;
  • уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции.

Схема 7. Уменьшение оттока денежных средств:

  • разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности;
  • удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;
  • нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве.

Схема 8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

  • определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100 тыс. руб.);
  • определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем;
  • погашение задолженности кредитором активами должника (материальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т.д.);
  • рассрочка платежа кредиторам частями;
  • изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;
  • индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим);
  • всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной ставки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);
  • переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение срока погашения долга.

Схема 9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности:

  • оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиентам;
  • определение возможности и необходимости погашения дебиторской задолженности продукцией, услугами, товарами дебитора;
  • переоформление дебиторской задолженности векселями;
  • оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита;
  • систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
  • применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т.д.);
  • продажа долга с дисконтом третьей стороне или дебитору дебитора.

Схема 10. Реструктуризация банковских кредитов:

  • пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;
  • переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;
  • заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга).

Схема 11. Увеличение объемов продаж:

  • проведение маркетинговых исследований и наблюдений за различными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах;
  • определение групп продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них;
  • проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

Схема 12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж:

  • поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
  • информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;
  • формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание организационных торговых точек и т.д.);
  • формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
  • внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.д.);
  • развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др.

Схема 13. Реорганизация системы производства и управления:

  • разделение организации на ряд самостоятельных фирм;
  • выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные организации и ликвидация убыточных производств;
  • присоединение организации к другой, близкой по производству продукции, и ликвидация юридического лица должника;
  • соединение (слияние) организации с другой, близкой по производству продукции, и образование нового юридического лица;
  • преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в открытое акционерное общество и др.

Схема 14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

  • проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий;
  • составление налогового календаря;
  • внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов и предоставлению информации для руководителя.

Схема 15. Совершенствование организации управления:

  • сокращение числа звеньев и уровней управления;
  • централизация или децентрализация функций управления в зависимости от конкретных условий производства;
  • разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;
  • увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации;
  • создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;
  • внедрение эффективного информационного обеспечения;
  • разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия;
  • внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления);
  • улучшение производственной и организационной структуры управления и др.

Источник: Эффективные бизнес решения


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий