20.07.2011Нужно ли банку публиковать отчетность по МСФО в открытой печати?

Автор: Димитриади Г.Г., кандидат физико-математических наук, доцент, ACCA DipIFR

1. В настоящее время в соответствии с требованиями законодательства российские кредитные организации помимо отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) готовят ежегодную отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Пункт 3 Указания Банка России от 25 декабря 2003 года № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями» [42] определяет, что кредитные организации представляют консолидированную и неконсолидированную отчетность по МСФО за отчетный год в территориальные учреждения Банка России в срок до 1 июля следующего года.

С одной стороны, Центральный банк разослал банкам письмо от 10 февраля 2006 года № 19-Т «О Методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» [40], в прилагаемых к которому Методических рекомендациях описана примерная методика подготовки (методом трансформации данных РСБУ) и вид требуемой отчетности. С другой стороны, указано, что регулятор ждет отчетности именно по МСФО, которая является такой только при точном соблюдении всех действующих на момент выпуска отчетности Стандартов и применимых к банкам Интерпретаций (см., например, информационное сообщение ЦБР от 3 ноября 2004 года «По переходу банковской системы на МСФО», вопросы 1 и 14), а Методические рекомендации «не содержат норм права и должны быть применены при составлении отчетности, не допуская при этом нарушения требований МСФО» (письмо ЦБР от 28 апреля 2004 года № А-02/2-359 «О переходе на МСФО», вопрос 4).

Таким образом, кредитные организации обязаны ежегодно готовить консолидированную и неконсолидированную отчетность по МСФО.

2. Отчетность по МСФО, подготавливаемая для Банка России является полной отчетностью, в отличие от отчетности по МСФО за промежуточные даты, которая может быть подготовлена кредитной организацией по своему почину и быть краткой.

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» полный вариант должен содержать следующие элементы:

  • Баланс;
  • Отчет о прибылях и убытках;
  • Отчет об изменении в собственном капитале;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Учетная политика и примечания.

Также в отчетности раскрывается информация о нахождении и официальных реквизитах банка, описание основного вида операций, название материнской компании и конечной материнской компании группы и др.

Таким образом, отчетность содержит не менее одной-трех страниц аудиторского заключения, 4-6 страниц основных табличных форм и неограниченное число страниц примечаний и другой информации. Например, отчетность Сбербанка России по МСФО [38] на английском языке за 2005 содержит в себе 63 страницы (см. английскую версию сайта банка). Можно предполагать, что для не столь крупного российского банка отчетность будет иметь объем не менее 20-30 страниц.

В тоже время, частичная публикация отчетности невозможна (например, публикация только отчетных форм без примечаний) - это уже не будет отчетность по МСФО. С одной стороны, такая отчетность не будет аудированной (т.е. подтвержденной кем-либо помимо самого банка), а с другой, - не ясно, кто и как может воспользоваться такой отчетностью. Ведь если она не соответствует никаким стандартам, то нужно вместе с ней полностью, четко и ясно изложить методику ее подготовки. Во-первых, маловероятно, что найдется пользователь, готовый анализировать нестандартную отчетность, а во-вторых, методика, скорее всего, будет иметь довольно большой объем, даже превышающий объем самой отчетности.

Промежуточная (квартальная, полугодовая и др.) финансовая отчетность может быть подготовлена как по полной форме, так и по краткой. В соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» может быть ограничена сжатыми отчетными формами и примечаниями, отражающими изменения за период, прошедший со времени составления полной годовой аудированной отчетности.

Поэтому объем промежуточной отчетности может быть существенно меньше объема полной, однако анализ краткой формы невозможен без наличия предшествующей ей полной отчетности, а значит, подготовка и распространение краткой формы предполагает, что таким же способом ранее была опубликования предыдущая годовая аудированная отчетность для того, чтобы один и тот же пользователь мог иметь доступ одновременно к ним обеим.

Таким образом, объем полной годовой аудированной отчетности по МСФО, скорее всего, имеет объем не менее 20-30 страниц.Частичная публикация отчетности не имеет смысла. Публикация краткой промежуточной отчетности возможна только при предварительной публикации предшествующей ей полной.

3. Для ответа на вопрос о целесообразности публикации отчетности по МСФО в открытой печати (СМИ) следует предварительно понять, для кого она предназначена.

В России такая отчетность понятна лишь узкому кругу специалистов, а значит, не нужна подавляющему большинству клиентов и инвесторов банков.

А те крупные компании, как российские, так и иностранные, которые имеют возможность проведения ее анализа и попадают в число клиентов или инвесторов, скорее всего, запросят эту отчетность у банка в частном порядке, не обращаясь к открытым публикациям, либо просто скачают с сайта банка.

Публикация отчетности по МСФО в открытой печати может рассматриваться как реклама банка. Однако по указанной выше причине для большинства пользователей окажется важен только факт публикации такой отчетности, а не ее содержание.

Кроме того, большинство участников рынка знают, что банки обязаны ее готовить в любом случае, то есть факт публикации в открытой печати (дополнительно к публикации на сайте банке) не несет в себе никакой новой информации.

Итак, нет пользователей, как в России, так и за рубежом, которым нужна публикация отчетности по МСФО в открытой печати (кроме сайта банка). Использование отчетности (а не факта ее подготовки) в рекламных целях нецелесообразно.

4. В случае если такая публикация в открытой печати имела место, то расходы на нее не могут быть отнесены банком на статью «обязательная публикация отчетности», так как эта публикация не является обязательным законодательным требованием. Такие расходы банками обычно включаются в состав рекламного бюджета,aесли речь идет о публикации на сайте самого банка - то, скорее, в состав сметы соответствующих технических затрат.

 

Источник: " Риски управления банком "


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий