12.07.2011Тема и рема.

Конкурс сомелье. Съемка Vertex Film Studio.

Что такое «тема» (от греч. thema - то, что положено в основу) - знают все. Это - основной предмет исследования, описания, рас­сказа, разговора и пр.

А что такое - рема?

Рема (от греч. rhema - слово, изречение, сказанное) - то но­вое, что содержится в данной теме, в конкретном докладе, выступ­лении, речи.

В реме насчитывается четыре уровня, каждый из которых обязателен для оратора, если он собирается произвести на аудито­рию благоприятное впечатление. Перечислим их подробно и с при­мерами.

1. Уровень нового факта. Другими словами, в каждом тезисе ав­тору нужно сообщить собеседнику нечто новое - новые данные, факты, цифры, сюжеты и пр. Без этого его тезис не будет в достаточ­ной степени информативен, не вызовет у слушателя активного инте­реса и заинтересованности.

2. Уровень новых связей между старыми фактами. Само название этого уровня поясняет, что тут факты могут быть старыми, уже из­вестными, но их следует оформить новыми гранями, новыми оборо­тами отношений между ними. Этот уровень может быть назван более высоким по сравнению с уровнем факта.

3. Уровень прогноза, суммирования, выводов. Такой уровень предпо­лагает, что, заканчивая свое выступление, говорящий высказывается относительно дальнейшего возможного развития той темы, о которой
он говорил, подводит разумные и логичные итоги сказанному.

4. Уровень элементов эстетического удовольствия. Здесь главное заключается в том, чтобы слушать оратора было не только полезно, но и приятно, чтобы его речь, по Цицерону, была не только «стройна», но и «изящна».

Добавим, что первые три уровня воздействуют на интеллект слушателя, а вот четвертый - на чувства, на душу. И естественно, что ни один из этих уровней не является более важным, чем все дру­гие. Наоборот, только в сумме они и могут воздействовать как на слу­шающего, так и на говорящего. Уровни ремы объединяют их в обсуж­дении интересного для них обоих тезиса, способствуя тому, что и пропонент, и оппонент примут по окончании переговоров приемле­мое для них обоих решение.

А теперь - пример, но он уже помещен в качестве эпиграфа пе­ред этой главой. Итак, какие уровни ремы можно отыскать в этом анекдоте?

Можно, пожалуй, ответить так:

а) все, что говорит первая дама, - это первый уровень, уро­вень факта;

б) все, что говорит вторая, а говорит она всего одно слово - второй уровень новых связей между старыми фактами;

в) третий уровень, уровень прогноза - в воображении читате­ля, пусть читатель подумает: а что там было или могло быть дальше?

г) четвертый - все сформулировано без малейшего «изяще­ства», не четко, не кратко, со множеством лишних слов, бестолко­во, но экспрессивно... - уровень отсутствия или наличия эстетиче­ского удовольствия от сказанного.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 2)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий