12.07.2011Тема 1-3. Четыре шага процесса коучинга

КАК ДОВЕСТИ КЛИЕНТА ДО ОРГАЗМА.

Суть работы коуча в том, чтобы помочь клиенту найти ответы на следующие вопросы:

1.  Чего я хочу?

2.  Как я смогу этого добиться?

3.  Почему для меня это важно?

4.  Как я смогу понять, что достиг желаемого?

Концепция четырех шагов коучинга является самой общей структурой в арсенале коуча. Все остальные инструменты являются расширениями или методами реализации этой структуры. Очень часто клиент приходит с нечетко сформулированными целями, и в процессе первоначального разговора коуч может потеряться, а что же он на самом деле должен делать. Данная схема помогает коучу организовать свою работу.

Эту схему удобно применять в самом начале работы, для определения «большой» цели клиента - цели, которую он хочет достигнуть в результате всей серии коучинговых сессий. С ней можно также сверяться во время промежуточных сессий, чтобы понять, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. Ее можно также использовать и для работы с «маленькими» целями клиента - целями одной сессии .

Наконец, коуч может и должен использовать ее перед началом каждой сессии для себя лично. То есть он должен ответить себе на вопросы: Что я хочу получить для себя в этой сессии? Как я смогу этого добиться? Почему для меня это важно? Как я смогу узнать, что получил желаемый результат? Ответы должны быть конкретными. Это поможет ему поддерживать ресурсное состояние в течение сессии и по ее окончанию чуствовать прилив энергии и энтузиазма.

Остановимся более подробна на этих шагах коучинга. Первый и самый важный - это«Какова Ваша цель? Какова Ваша задача?»С этого начинается работа коуча, и выяснение этого вопроса может занять несколько сессий.

Конечно, даже если мы знаем, куда хотим придти, то не факт, что дойдем. Даже если все сделано правильно, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Но если мы не знаем, куда хотим придти, то факт, что не дойдем. А даже если и дойдем, то мы все равно об этом не узнаем, поскольку не знали, куда собирались идти. Как в анекдоте :

Посетитель в кафе:«Скажете, пожалуйста, это чай или кофе?»

Официант:«А Вы что не различаете?»

Посетитель:«Нет».

Официант:«Тогда какая Вам разница?»

Итак цель должна быть сформулирована конкретным, позитивным образом. В процессе прояснения и конкретизации цели она может трансформироваться, под первоначальной целью могут скрываться другие, более глубокие - как в матрешке:

На Западе этот эффект так и называют «эффектом матрешки» ( Russian doll ). Задавая эффективные вопросы и используя другие методики, коуч помогает клиенту ставить хорошо сформулированные цели, что становится фундаментом для дальнейшей работы.

Задание 10.Что бы самого ценного Вы хотели бы получить по освоению первого модуля? Выпишите три цели.

Следующий шаг, который коуч помогает сделать клиенту - это определиться, какую именно последовательность действий необходимо совершить, чтобы достигнуть желаемого результата. В результате этого шага Вы должны получить конкретный план действий с конкретными сроками. Для того, чтобы физически пройти путь к намеченной цели, необходимо сперва быть способным проделать этот путь мысленно - увидеть, какие конкретные действия вы будете предпринимать. Лучше всего, если это даже будет не какой-то один план, а набор альтернатив. Важно также помнить, что в процессе реализации клиент может скорректировать планы и даже сами первоначальные цели. Удостоверившись, что это так, коуч будет следовать желанию клиента.

Задание 11.Обратитесь к трем целям, которые Вы поставили себе в ходе выполнения предыдущего задания. Какие методы Вы сможете использовать, чтобы добиться поставленных целей? Выпишите три метода.

Представьте, что Вы поставили перед собой конкретную цель, все спланировали, добились ее и… оказывается, это не принесло Вам удовлетворения. Такое иногда бывает. Мы думаем, что я куплю вот эту машину, я съезжу отдохнуть вот на этот курорт, я завяжу вот эти взаимоотношения…, но результате не испытываем удовлетворения. Очень важно, чтобы поставленная цель совпадала с нашими ценностями. Тогда мы будем ощущать внутреннюю мотивацию, сможем дойти до конца, и по достижению цели будем испытывать внутреннее удовлетворение.

Поэтому коуч задает следующий вопрос:«Почему для Вас это важно? Что даст вам достижение Вашей цели? Какие перспективы это для Вас откроет?»

Задание 12.Продолжая предыдущее задание. Что даст Вам достижение Ваших целей на первый модуль? Выпишите три ценности.

И наконец, четвертый шаг заключается в том, чтобы прояснить, как именно клиент узнает о том, что он достиг цели?Как это можно измерить? Кто-то может возразить, как можно мерить такие понятия как любовь, счастье и т.д. Но в действительности, все, что не оставляет никаких физических следов в окружающей реальности, является несущественным. Коучинг - это прагматическая вещь, которая имеет дело с «материализацией духов и раздачей слонов». Если какие-то возвышенные духовные идеи реализуются исключительно в другом измерении, то клиенту и коуча следует искать в том самом измерении .

Итак, как Вы это измерите - в килограмах, метрах, рублях, минутах или их комбинациях? По внешнему виду, на слух, на вкус, на запах, на ощупь? У Вас пять органов чувств, и любое изменение должно определяться при помощи хотя бы одного из них.

Для определения внутренних субъективных ощущений, таких как мотивация, уверенность, энтузиазм, чувство безопасности, успех и т.д. удобно применять такой инструмент, какшкалирование. Он очень прост. Сперва вместе с клиентом вы определяете, что именно он собирается мерить. Затем вы рисуете вертикальную шкалу - от 1 до 10 и просите клиента отметить на ней свое нынешнее или желаемое состояние. Это очень простой и наглядный метод измерения, который годится для измерения даже самых сложных процессов.

Вообще, чем больше визуальных образов вы создаете, тем проще клиенту продвигаться в решении своей задачи. Например, вы можете задать вопрос: «Вы определили свой нынешний уровень уверенности в себе как «5». Какие некоторые из самых лучших шагов Вы могли бы совершить, чтобы поднять этот уровень на одну единицу - до «6»?»

Шкалы можно использовать также в «колесе жизненного баланса» и любых других комплексных методах коучинга - какие подскажет вам вдохновение.

Задание 13.Продолжая предыдущее задание, каким образом Вы узнаете, что достигли поставленных целей? Выпишите три способа определения этого.

 


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 2)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий