Порядок ведения бухгалтерского учета организации, имеющей обособленные подразделения, зависит от характера и объема полномочий, которые представляет головная организация своим обособленным подразделениям. Так организация вправе либо обязать свое обособленное подразделение самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых им операций с оформлением обособленного балансового отчета, либо лишить его данных полномочий, осуществляя бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в целом по головной организации. Для обобщения информации о всех видах расчетов с обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Система бухгалтерского учета организаций, имеющих обособленные подразделения, строится на основе следующих принципов:
- единства учетной политики организации в целом, отражения финансово-хозяйственных операций обособленных подразделений, как в их бухгалтерском учете, так и в учете головного офиса;
- четкого соответствия структуры бухгалтерского учета организации и ее подразделений структуре производства и реализации, а также применяемым принципам обособления указанных подразделений (производственному или территориальному);
- организации четкой системы документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями организации;
- периодической (как правило, ежемесячной) корректировки и увязки показателей бухгалтерского учета подразделений организации в целом в соответствии с результатами проведенного в головном офисе анализа данных внутренней бухгалтерской отчетности.
Единство учетной политики заключается в обеспечении единства принятых в организации порядка и методов ведения бухгалтерского учета и распространения их на все ее обособленные подразделения.
Право формировать учетную политику предоставлено только организациям, являющимся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами. Обособленные структурные подразделения организации таким правом не наделены. Вместе с тем при формировании учетной политики организации необходимо принять во внимание необходимость построения внутрихозяйственных расчетов с входящими в ее структуру обособленными подразделениями. При этом регламентируются следующие особые положения:
- единые для всей организации, включая обособленные подразделения, способы ведения бухгалтерского учета (погашение стоимости основных средств, нематериальных и иных активов; оценка материальных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от реализации товаров, работ и услуг и т.д.);
- единый для организации в целом и для каждого ее обособленного подразделения рабочий план счетов;
- порядок учета наличных денежных средств в обособленных структурных подразделениях и обеспечение выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации по единству кассы организации;
- порядок ведения аналитического учета имущества организации, как в целом, так и с детализацией по местам его использования (хранения);
- порядок учета расчетов с работниками организации и обособленных подразделений, а также со сторонними организациями и лицами;
- место формирования себестоимости продукции, работ и услуг, а также выручки от реализации (в головном офисе или в обособленных подразделениях);
- система документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями, а также между обособленными подразделениями организации;
- объем, формы, а также порядок и сроки представления обособленными подразделениями внутренней бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.
Для обобщения информации о всех видах расчетов с обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Как правило, подразделению выделяются имущество и денежные средства. При осуществлении внутрихозяйственных расчетов в бухгалтерском учете производятся записи:
у передающего подразделения:
Д-т 79-1, К-т 10 - переданы материалы;
Д-т 79-1, К-т 50, 51 - переданы денежные средства;
Д-т 79-1, К-т 01 - переданы основные средства;
Д-т 79-1, К-т 08 - передана сумма незаконченных капитальных вложений;
Д-т 79-1, К-т 07 - передано оборудование, требующее монтажа;
Д-т 79-1, К-т 43, 41 - переданы готовая продукция и товары для дальнейшего использования или продажи;
у обособленного подразделения:
Д-т 10, К-т 79-2 - приняты к учету материалы;
Д-т 50, 51, К-т 79-2 - получены денежные средства;
Д-т 01, К-т 79-2 - получены основные средства;
Д-т 08, К-т 79-2 - получена сумма незаконченных капитальных вложений;
Д-т 07, К-т 79-2 - получено оборудование, требующее монтажа;
Д-т 43, 41, К-т 79-2 - получены готовая продукция и товары.
Порядок ведения бухгалтерского учета организации, имеющей обособленные подразделения, зависит от характера и объема полномочий, которые представляет головная организация своим обособленным подразделениям. Так организация вправе либо обязать свое обособленное подразделение самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых им операций с оформлением обособленного балансового отчета, либо лишить его данных полномочий, осуществляя бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в целом по головной организации.
Отражение в бухгалтерском учете операций по перераспределению имущества между головной организацией и обособленными подразделениями, между самими обособленными подразделениями, а также по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), производимой несколькими обособленными подразделениями, осуществляется одновременно в нескольких сегментах бухгалтерской службы организации. Поэтому данные операции не могут быть отражены в бухгалтерском учете и внутренней бухгалтерской отчетности только головной организации или одного из ее обособленных подразделений. Показатели бухгалтерской отчетности по взаиморасчетам головной организации с обособленными подразделениями, а также этих подразделений между собой должны быть сформированы на основании данных регистров бухгалтерского учета головной организации или обособленного подразделения, сформированных на основании первичных учетных документов. Распространенной ошибкой является формирование финансовой отчетности организации, имеющей обособленные подразделения, только на основании данных внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.
В головной офис (в соответствии с утвержденными руководителем организации в учетной политике сроками) передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы, если подразделение не выделено на отдельный баланс, а также при проведении операций с обособленным имуществом. Получив их, бухгалтерия организации отражает результаты совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете головного офиса.
К первичным учетным документам, передаваемым из обособленных подразделений организации, прикладывается реестр передачи, в котором обязательно указываются:
- наименование обособленного подразделения;
- период, за который передаются документы;
- перечень передаваемых документов с указанием их наименований, дат оформления, натуральной и стоимостной оценок, подписями оформивших их лиц;
- расписки ответственных должностных лиц головного офиса и подразделения о приеме-сдаче документов.
Такая система организации бухгалтерского учета применима только для небольших организаций, обособленные подразделения которых расположены относительно недалеко от головного офиса. И даже в этом случае остается риск несвоевременного или неполного отражения осуществляемых обособленными структурными подразделениями операций в бухгалтерском учете организации в целом в результате каких-либо сбоев в системе сбора и обработки первичных документов бухгалтерского учета.
Поэтому для организаций, имеющих обособленные подразделения, более приемлемым является передача последним полномочия по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово-хозяйственных операций. При этом в каждом подразделении должна создаваться самостоятельная бухгалтерия, являющаяся составной частью единой бухгалтерской службы организации. Бухгалтерия обособленного подразделения отражает осуществляемые им финансово-хозяйственные операции в своем обособленном учете в сроки, определенные учетной политикой организации.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов обмен информацией между головным офисом организации и ее подразделениями, выделенными на отдельный баланс, а также такими подразделениями между собой организуется следующими способами:
- путем прямого внесения данных бухгалтерского учета обособленных подразделений в бухгалтерский учет головного офиса организации;
- с оформлением авизо (по регламентированной учетной политикой организации форме) на передачу в бухгалтерский учет соответствующего подразделения организации суммарных данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.
Внесение в бухгалтерский учет головного офиса всех оформленных в обособленных подразделениях организации бухгалтерских записей осуществляется в соответствии с правилами, установленными разработчиками применяемого в организации для ведения бухгалтерского учета программного обеспечения. В целях документального оформления, а также контроля за своевременностью и полнотой передачи данных составляются реестры передачи с указанием, от кого и кому переданы данные бухгалтерского учета, количества передаваемых бухгалтерских проводок, номенклатуры, количества, стоимости и мест хранения соответствующих первичных учетных документов.
Перевод денежных средств из головного офиса обособленным подразделениям и обратно оформляется соответствующими кассовыми документами (платежными поручениями, приходными и расходными ордерами и т.д.), с заполнением авизо оформляется только перевод денежных средств между подразделениями. Операции по приему-передаче имущества и денежных средств, осуществляемые непосредственно между головным офисом и подразделениями, оформляются соответствующими первичными учетными документами (накладными, актами приема-передачи, платежными поручениями и т.д.) без заполнения авизо.
Комментарии: