21.07.2011Правила конструктивной критики

Два типа клиентов при переговорах о цене

Автор: Г. В. Старшенбаум

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

1.Прежде всего, изъять из критики обвинительное "жало", сместить акцент на конструктивные предложения.

2.Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность "спасти лицо".

3. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

 

4.Ведите разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет "нет", его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

 

5. Дайте возможность человеку высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты. Проявите уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным.

 

6.Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы "за" и "против"; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

 

7. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

8.Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

9.Используйте критику-"рикошет": критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

10.Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не "давите" на психику, а помогите найти выход.

  

11.Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

12.Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: "Сколько раз я вам говорил!". Плохим способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь - сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

 

14.Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

 

15.Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

  

Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

 

Важно помнить такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, более пристрастен и субъективен. И тем более тактичного подхода требует.

Источник: www.advertology.ru


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 3)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий