01.06.2011Можно ли стать властелином времени?

Ранжирование рисков

Автор: Ольга Осипова, бизнес-тренер, консультант

Что дороже - время или деньги?
Восточная загадка

С какими ожиданиями приходят на тренинг участники? Если эти ожидания не оправдываются - хорошо это или плохо? Тренер - кто он: разрушитель стереотипов или приятный лектор, создающий атмосферу, когда все довольны? Ответы на некоторые из этих вопросов ищет автор данной зарисовки.

Чем мы управляем?

Я начинаю тренинг по тайм-менеджменту и почти точно знаю, что прозвучит, когда мы заговорим об ожиданиях. "Научиться бы увеличивать рабочий день часа на два - отлично было бы…" Участники смеются, подсказывают, на какое число часов или минут можно было бы еще удлинить рабочий день, и готовы уже пофантазировать, за счет чего именно (в подробностях и деталях) можно было бы это сделать. Но придется охладить игривый настрой вполне прозаичным вопросом: "А почему именно на два? Ведь если быть чуть смелее - а мы трудностей не боимся, правда? - то можно его и на пять, и на шесть часов увеличить".

Удивительно, но ни один участник тренинга не соглашается с этим предложением. "Да нет, - говорят, - пара часов - это максимум. Точно хватит."

«А знаете, еще как бывает? - Андрей, руководитель отдела продаж известной компании, пришел на программу с двумя заместителями. И, похоже, собирается не только свои, но и их мысли озвучивать, несмотря на групповые принципы вроде "в кругу все равны". Конечно, равны. Но некоторые равнее. Он, например. Ничего, мы с ним позже поработаем. А пока послушаем, что скажет. - Я вообще-то часто задерживаюсь. Ухожу в семь-восемь. Так вот, если я точно решу, что сегодня в шесть уеду, уезжаю в семь, если решу, что в семь - около восьми. Получается, что мне примерно одного часа не хватает".

"А решать, что в пять уедете - не пробовали?" - это задает вопрос одна из участниц, пришедшая на тренинг не от организации, а самостоятельно. Знаю из анкеты, что ее зовут Алла, она диссертацию и преподает в трех вузах одновременно. Иронична, без особого пиетета к должностям. Для группы очень хорошо, когда такие вот люди приходят - веселые, свободные. Они свои, а не корпоративные деньги заплатили, это делает их более творческими и непредсказуемыми, хотя иногда - более требовательными, критичными и конфликтными. Ну что ж - имеют право. Не безграничное, но имеют.

"Нет, не пробовал. Думаете, поможет?" - отвечает Андрей. "Безусловно. А если в одиннадцать наметить - к обеду будете домой успевать," - развивает тему Алла. Мне показалось, что Андрей обиделся. Хотя держится хорошо, виду не показывает.

У меня сейчас своя задача: простроить все логические схемы и, создав информационную базу, задать главный вопрос: "А чем мы, кстати, управляем? Временем? Неужели? А пространством не пробовали? Или движением небесных светил? Ну, если со временем уже начало немного получаться?"

Резковатая интервенция, но действует. Идем дальше, в глубину.

«Андрей, а какие дела вы делаете и какие вопросы решаете в "дополнительное" время. Вот в футбольном матче (вы это наверняка лучше меня знаете) в дополнительное время цель есть - гол забить. А у вас есть цель?»

«Ну, в общем да. Иногда даже несколько целей бывает. Например, документ написать серьезный. Я, хотя и быстро переключаюсь, в течение дня не могу полностью сосредоточиться - то одна вводная, то другая. А вечером - тихо, спокойно. Бывает, что за день накапливаются мелочи - это не посмотрел, тому не позвонил, что-то не проверил, документ за подчиненным не исправил. Терпеть не могу, когда "хвосты" остаются, они отдыхать спокойно не дают - вспоминаю о них в самый неподходящий момент».

Вид у Андрея при этих словах был такой странный, что мы (ну, невольно!) снова стали думать о конкретном наполнении неподходящих моментов. «Как вы думаете, - спрашиваю участников, - что нужно сделать, чтобы для выполнения своих целей Андрею дополнительное время не понадобилось? Можно ли это сделать в рабочее время и какие приемы для этого следует применить?»

Первые идеи

Мне очень важен этот момент. Когда ко многим, сидящим сейчас в тренинговом кругу, впервые приходит мысль, что рабочий день - это не явление природы, к которому надо адаптироваться с наименьшими потерями. Что реально существует понятие "самоменеджмент", позволяющее во многом строить этот день "под себя" и делать так, чтобы не "вводные" тобой управляли, а рабочий план, в котором забронировано время для решения оперативных вопросов.

И эта мысль пришла к ним. Хорошая, продуктивная мысль, которую мы обсудили и пришли к определенным выводам. Участникам стало казаться, что теперь многое у них пойдет по новому. Только мне так не казалось. Потому что понять - мало. Даже овладеть приемами - тоже недостаточно. Нужно, чтобы новый подход вошел в привычку, в стиль жизни. Чтобы сортировка происходила "на автомате": «важно - не важно - это поручить - это сделаю сам, но позже - с этим просил меня вообще не трогать, если только не случилось непоправимое. Впрочем, если непоправимое - тоже не трогать. Оно же все равно непоправимое, а у меня расстраиваться сейчас времени нет».

Так что снова придется пожар эйфории, охвативший аудиторию, - холодной белой пеной. Не от плохого характера. Просто это очень важно.

Приоритеты на полочках

Это самое важное, что есть в сегодняшней теме. И это очень болезненный вопрос. ВОПРОС О ПРИОРИТЕТАХ.

Жизненных приоритетах, которые определяют, что для меня важнее - выполненное дело или звонок заболевшего ребенка, хорошие отношения с начальником или возможность дополнительного заработка после работы, общение с друзьями или реализация профессиональных амбиций.

Знаете, однажды на тренинге я пережила шок. Это произошло, когда при обсуждении жизненных приоритетов сотрудница одной очень известной компании произнесла железобетонным тоном: "А нам приоритеты руководство определяет!" Скажу честно - я растерялась. Но пыталась действовать. "Скажите, - спросила я, - у вас есть дети?" - "Да у меня уже и внук есть!" - "А вот в плане вашей семьи руководство тоже расставляет приоритеты?" - "Конечно. Ведь все в конечном итоге от работы зависит". Вот так. Комментарии излишни. Тайм-менеджмента для этой женщины не существует. Тренингов тоже. Есть только одно руководство - оно все и определяет.

Это редкий, почти исключительный случай. Здесь можно поразмышлять на тему корпоративной культуры, профессиональной деформации и многого другого. Радует, что большинство людей хотели бы сами определять свои приоритеты.

Итак, мы с группой. В трудной теме. В попытке определить (а многие просто никогда не думали об этом), каковы у каждого конкретные желания и планы. Как осмелиться их, хотя бы про себя, сформулировать. Потом - расставить по полочкам. Следующий шаг - продумать методы достижения. Ну, а если уж мы справились с этим вопросом, нам план рабочего дня составить… не проблема, в общем.

«Действительно, - говорит Алла неожиданно серьезно, - для меня сейчас главное - защититься. От этого все мое будущее зависит. А я время отрываю на преподавание…»

«Наверное, деньги нужны?»

«Нужны, но не до такой степени. Когда мне из очередного престижного учебного заведения звонят и говорят, что обо мне слышали, мне это настолько лестно, что я просто не могу отказать. Получается, что у меня главный приоритет - моя самооценка, а не диссертация, как я думала. Я и на тренинг от отчаяния пришла. Почувствовала - не выдерживаю нагрузки, нужно что-то делать».

Расчистка и главные истины

Ах, как вовремя! Спасибо вам большое, Алла. Мы сейчас именно этим и займемся. Расчисткой. Пока еще не рабочего дня, не недели даже, а Глобальной Расчисткой. Определением того, на что мы впустую тратим время (это мы ведь управлять им не умеем, а тратить - запросто!).

Сколько у каждого из нас событий, которые буквально пожирают время, не принося нам взамен почти ничего? Сколько людей, общение с которыми не дает ни радости, ни развития и продолжается лишь по инерции? Сколько дел, которые не продуктивны, или могут быть сделаны кем-то другим, или просто бессмысленны?

Не маленький список у каждого в группе, ох, не маленький. Ничего, что не каждый захочет обсуждать это с другими. Главное - мы пытаемся сделать этот шаг - начать управлять собой. Управлять эффективно, так чтобы именно мы, а не обстоятельства или глупые традиции определяли, сколько нам за них платить. Не деньгами, к сожалению. Временем. Деньги ведь можно заработать, а время - только тратить. И это принципиальное различие.

У нас впереди еще большой путь. Мы научимся корректно отказываться от просьб, не совпадающих с нашими приоритетами (так, чтобы и время не тратить, и никого не обидеть). Делегировать то, что могут сделать другие, грамотно составлять тот самый ежедневный рабочий план, чтобы не оставалось "хвостов". Мы начнем распределять все задачи по критериям «важность-срочность». Мы в ролевых играх прочувствуем, что если дело действительно важное и срочное, то нужно все бросать и лететь, как на пожар, а если важное, но не срочное, то запланировать грамотно и сделать тщательно. Тогда карьерный шаг почти в кармане. А еще ведь мне нужно создать ситуацию, когда заместители Андрея наконец-то заговорят…

Это моя обязанность, чтобы они научились. Думаю, обязательно научатся. Потому что все вместе мы поняли две важные истины:

1. Нельзя управлять временем, можно управлять собой.

2. Время дороже, чем деньги - его нельзя заработать.

Источник: Элитный персонал, №26 (310) 8 июля 2003


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 2)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий