Такое модное слово "коучинг": Известно про него не так уж много, но, тем не менее, многие уже знают, что этот вид деятельности сопровождает серьезный бизнес. Что это - панацея, или очередная дорогая игрушка для тех, кто обладает немалыми денежными средствами?
Что мы знаем о коучинге?
О профессии коуча обычно говорят как о сочетании трех профессий: консультанта, тренера и психолога. При чем коучинг обычно употребляется с прилагательными вроде "персональный", "индивидуальный" или приставкой VIP. Без этого - как без пиджака - во многих случаях просто неприлично появляться, и даже не потому, что меньше платят, а просто как факт - неприлично.
Коуч формирует новый взгляд на старые проблемы, вырабатывает стратегическое видение перспектив бизнеса, и стремление к отказу от автоматизма в таких вопросах как принятие ответственный решений, планирование, создание стиля делового общения, делегирования полномочий, распределения времени и прочих радостей-печалей деловой рутины. А также указывает выходы из этой самой рутины, расширяет горизонты. Предполагается, что "вблизи" и "на привычных глубинах" все могут плавать самостоятельно. А что касается "далеко и глубоко", то об этом - особый разговор.
Коуч должен уметь консультировать, проводить тренинг и разбираться в психологии. Это не просто "три в одном", а ценный сплав, позволяющий в работе с клиентом достигать особой одухотворенности и практичности, задевая с нужной силой соответствующие струны.
Процесс переговоров
Обратимся к переговорам. Без них не обходится ни один серьезный процесс в компании. При этом клиент зачастую подразумевает, что во время ведения переговоров с ним точно все в порядке, и в компетентности его как руководителя способны усомниться только недалекие люди.
Однако же когда главные дела сделаны, можно передохнуть, и пообщаться с интеллигентным человеком. А заодно узнать, как ведут переговоры собственные топ-менеджеры: экономный способ поговорить на важную для финансовых "мускулов" тему, и затронуть интеллектуальные вопросы. Клиент спрашивает о других, хотя в принципе ему интересно услышать о себе. Во время разговора он ожидает к себе особого отношения, потому как считает, что достиг необыкновенных высот.
О стандартных переговорах можно сказать много в общем, и в частности. Обычно вспоминают о силовой, игровой, структурной, эмоциональной осях успешных переговоров. О первых и вторых смыслах сообщений. О приемах акцентирования, перехвата внимания, двойных сообщений и скрытых влияний, "якорений" состояния и ресурсных образах. О переговорах - как театре вокруг содержания. О форматировании сообщений и об их то эпосном, то клиповом характере. О роли участников переговоров: основных, дополнительных и "мерцающих". Наконец, о тренинге переговоров времен информационного неолита - видеотренинге.
В сущности, разве переговоры - это не игрушка? А, как известно, играть полезно в любом возрасте, чем позднее, тем полезнее, разумеется. При этом коуч, будучи и милым и забавным, тем не менее не забывает тренировать по ходу дела восприимчивость, и переключаемость, и вовлеченность, и отрешенность от привычной рассеянности и озабоченности. И создает общее ощущение, что учиться легко и приятно, а усвояемость свидетельствует об особой одаренности и, по-видимому, объясняет прочие успехи.
И действительно, переходя от роли сказочной феи к роли тренера - сильного и умного - последовательно выстраивая беседу, менять взгляд на казавшиеся серьезными проблемы. В увлекательном совместном движении вместе с клиентом, коуч действительно решает сложные вопросы, совершенно справедливо полагая, что не только в них суть. А если и в них, то как много интересного предстоит совершить в пути. А затем, достигнув самостоятельности, клиенту приходится выстраивать жизнь уже без коуча.
Вам понравилось? Коуч уже в пути. Вам не понравилось? Делать нечего - все равно присутствия коуча избежать не удастся. Так что лучше начать раньше.
Комментарии: