17.06.2011Каково будущее LMS?

Психология успеха. Эфир Эхо Москвы. С. Филиппов.

Системы управления образованием существуют всего около десяти лет, однако, уже сейчас, многие специалисты рассматривают их как основу системы, предоставляющей электронное образование в организации. Я уже писал раньше, что первый совет, который очень часто может услышать тот, кто хочет организовать систему электронного образования, будет совет о приобретении LMS!

Даже, несмотря на то, что главными темами для обсуждения в кругах профессионалов в области обучения и повышения квалификации персонала, становятся неформальное и социальное обучение, а не проектирование основанных на контенте электронных курсов, LMS по-прежнему рассматривается как основа образовательной системы организации. Что ж, пришло время вновь рассмотреть ее полезность.

Для начала, окинем взглядом Сеть - здесь мы найдем некоторых людей, которые уже вовсю критикуют традиционные LMS.

Например, Джэйн Бозарт ( Jane Bozarth), 21 марта 2010 года оставила в блоге Марка Охлерта ( Mark Oehlert) eClippings в посте «Facebook vs. LMS» такой комментарий:

«Величайший обман номер один, который впарили нам "поставщики -, это убедительная липа о том, что LMS нечто большее, чем просто база данных. Номер два? То, что они действительно нужны. Третий? Третий состоит в том, что это системы "управления" "образованием"».

Но участники дискуссии о ценности LMS заходят в своих оценках и дальше этого. Дэн Понтифракт ( Dan Pontefract), в апреле 2009 года в своем блоге «trainingwreck» в посте, Автономные LMS приказали долго жить, написал:

«Те организации (и, честно говоря, общественные учебные заведения), которые цепляются за автономные системы управления образованием, способные разве что создать календарно-тематический план для курсов профподготовки или электронного образования, теряют общее видение ситуации. К сожалению, таких организаций множество».

И, наконец, автор статьи, опубликованной на сайте Innovative Learning, «Традиционные LMS приказали долго жить», Ричард Кулэтта ( Richard Culatta) полагает, что:

«Традиционные автономные системы управления обучением (Learning Management System - LMS) построены на модели, сформировавшейся в индустриальную эпоху. Слабыми местами данной модели являются универсальность в рамках учебного заведения и единообразие в рамках всех учебных заведений».

Так каково же будущее LMS?

Совершенно ясно, что для многих профессионалов в области обучения и повышения квалификации персонала, основными функциями LMS являются отслеживание использования материалов и составление отчетов. И это, наверное, основная причина, по которой столь значительная часть бюджета на обучение, тратится на подобного рода системы. Но вам не нужна кувалда, чтобы наколоть орехов! На SANA Easybloggers нынче часто пишут: а не «Является ли Google Analytics новой LMS?!». Другими словами, есть более простые и эффективные по цене способы отслеживания использования материалов и составления отчетов.

Но основная мысль, содержавшаяся в предыдущей цитате из Понтифракта, состоит в том, что организации, фокусируясь на LMS, теряют общее видение. Это абсолютная правда - простое добавление социального функционала в формальный учебный курс сделает его более увлекательным для пользователей, но не имеет отношения к общим образовательным потребностям организации.

Я уже показывал в своей работе, что когда мы говорим об «обучении», нам надо мыслить значительно шире рамок формального обучения, помнить что индивидуумы и группы «обучаются» множеством различных способов. Во многих случаях, они сами используют (общедоступные) социальные инструменты и средства взаимодействия для построения своего собственного «учебного» и рабочего пространства. И то, что им нужно - это организационная система, которая поддержит и сделает возможнымиспользование этого неформального подхода к обучению. Как уже неоднократно, на нескончаемых примерах, показали мои коллеги по Internet Time Alliance (например - статья Гарольда Джарча ( Harold Jarche)), вы просто не можете управлять или формализовать неформальное обучение - в противном случае оно превратиться в формальное, управляемое обучение!

Так что, вот вам безошибочный совет от Дэна Понтифракта:

"Независимо от того, работаете вы в частной или общественной организации /…/ вам скорее надо начинать с построения системы «взаимодействия», чем «учебной» системы. И развиваться от этого основания».

На рынке появляется все больше систем корпоративного взаимодействия, как коммерческих, таких как Socialtext или Jive, так и систем с открытым кодом, таких как Elgg или Liferay - найдутся варианты на любой бюджет. Корпоративные системы вроде этих, будут поддерживать подход к обучению, сформулированный Гарольдом Джарчем: «обучение = работа; работа = обучение».

Однако, дам один совет: эту работу нужно делать совместно с вашим департаментом IT, или департаментом планирования - в одиночку нечего и пытаться - вам понадобится взаимодействие всей компании, а не инициатива департамента обучения и повышения квалификации!

В заключение, в качестве итога, дадим слово Дэну Понифракту:

«К черту вашу LMS. Найдите способ интегрировать ее функции в платформу корпоративного взаимодействия».

Источник: distance-learning.ru


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий