13.07.2011Как использовать неформального лидера для пользы дела

Лидерство. Основные управленческие функции.

Автор: Ильина Александра

 

В редких случаях руководителю удается совмещать роли управленца и эмоционального лидера. Лидерство - «душевная компетенция» и естественное явление: как правило, сотрудники сами выбирают человека, разделяющего и отстаивающего ценности коллектива.

От лидера зависит настроение в группе и популярность предлагаемых начальством решений. Воюя с «серым кардиналом», вы рискуете настроить против себя остальных работников. Наипервейшая задача менеджера - обратить энергию лидера на решение задач компании.

Используйте как информатора

Неформальный лидер может стать отличным посредником между вами и коллективом. «Если правильно мотивировать лидера и объяснить ему преимущества тех или иных изменений, он сам будет заинтересован в том, чтобы ваши идеи воплотились в жизнь, - комментирует генеральный директор компании (HR) Capital Иветта Александрова. - Содействие такого человека гарантированно обеспечит 90% успеха в новых начинаниях, а вы сэкономите драгоценное время».

Нельзя забывать, что неформальный лидер - лучший специалист по внутренним проблемам. «В компании сменилось руководство, и я пришел в составе новой команды, - рассказывает Александр Яблонских. - Фирму ждала реструктуризация. Нужно было срочно найти лидера мнений - иначе не избежать паники на вверенном мне участке. Им оказался Олег, глава отдела рекламы. Как я от него узнал, сотрудники действительно были растеряны.

Я приложил максимум усилий, чтобы убедить моего серого кардинала в том, что в переменах нет ничего страшного. Нам нужно было поменять структуру отдела - я должен был возглавить департамент внешних связей, - и я обратился за советом к Олегу, чтобы узнать, в каком виде существовало подразделение до этого и все ли сотрудники сидят на своих местах. Олег помог нам понять, как именно строить отдел».

Купите себе союзника

Мотивировать неформальных лидеров можно по-разному. К офисному «авторитету», как и к любому другому сотруднику, нужно искать свой подход. Эксперты различают два типа неформальных лидеров - конструктивный и деструктивный. Первый заинтересован в самоактуализации и развитии компании. Второй тип опасен для начальника: этот человек стремится к власти, работая на снижение авторитета руководства.

Поговорите с сотрудником, узнайте, чего он добивается и какие предложения хочет донести до начальства. Используйте его идеи в работе, дайте ему понять, что цените его знания, что его инициатива услышана.

Для конструктивных лидеров нет лучшей мотивации, чем признание их собственных заслуг, благодарность начальства или официальное повышение. Обычно такие люди очень падки на публичную похвалу. «Им приятно, когда их замечают, а их работу и личные качества оценивают по достоинству, - рассказывает Иветта Александрова. - Также сотрудники с задатками лидерских качеств любят ответственность. Доверив ему сложную задачу, вы сможете обеспечить высокую мотивацию такого работника».

«Универсальным мотиватором как для рядового сотрудника, так и для неформального лидера являются деньги, - считает психолог-консультант центра "Навигатор" Надежда Кузьмина. - Не стоит пренебрегать также и мотивацией с помощью более комфортных условий труда, хорошего соцпакета и прочих офисных благ».

Не игнорируйте оппозицию

Нередки случаи, когда неформальный лидер использует свой авторитет отнюдь не для блага компании. «Ни в коем случае нельзя игнорировать "подрывную" деятельность неформального лидера, - предостерегает Надежда Кузьмина. - Ваше молчание в такой ситуации может быть истолковано как страх перед трудностями и лично перед зачинщиком бунта».

Способы нейтрализации деструктивного лидера могут быть самыми разными. Выведите сотрудника из тени, создав возможности для открытого обсуждения предлагаемых им идей. Включите в его обязанности те функции, которые отвечают его интересам. Другой метод легализации - повышение или новая должность, близкая к руководству. Получив законную власть, работник перестанет воспринимать свою деятельность как оппозиционную: он начинает жить целями компании и смотрит на работу начальства другими глазами. Еще один метод обезоруживания - это загрузка работой.

Не пытайтесь копировать

«Когда начальник принял решение назначить меня главой отдела, коллеги восприняли новость без энтузиазма. Я не знал, как снискать их доверие, поэтому не придумал ничего лучше, как косить под всеобщего любимчика, - рассказывает руководитель отдела рекламы Сергей Ворошилов. - Я попытался стать более доброжелательным, старался шутить и больше общаться с подчиненными. В итоге я добился того, что коллеги охладели ко мне еще сильнее. Теперь они к тому же начали избегать меня, решив, что я затеял кадровые перестановки и хочу подсластить пилюлю».

«Пытаться скопировать модель поведения неформального лидера - самая большая ошибка руководителя», - говорит Надежда Кузьмина. - Ваши попытки будут выглядеть просто неестественно. Вдобавок подражание поставит вас в заведомо слабую позицию».

Не чините расправу

Стоит ли идти на поводу у неформального лидера, зависит от конкретной ситуации. Если в ходе разговора выясняется, что сотрудник хочет получить денежные или должностные преференции, стоит подумать, разумны ли его требования.

Нет ничего плохого в том, чтобы пойти на некоторые уступки, но они должны быть в пределах разумного. Помимо лояльности вы как руководитель не должны забывать демонстрировать директивность. Главное - не горячиться с увольнением лидера. Такой поступок может вызвать бурю негодования. Выгнав офисного любимца, вы рискуете заслужить статус тирана и самодура. Вряд ли тоталитарный стиль руководства положительно скажется на мотивации сотрудников.

Карьерный совет дня

Заручитесь поддержкой неформального лидера

Сделайте его власть законной: такой сотрудник - прекрасный эксперт в области внутренних проблем. Его идеи могут принести компании успех. Главное - понимать их значимость.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий