20.07.2011Характеристика ресурсов, требующихся компаниям при переходе наМСФО

При переходе на составление бухгалтерской отчетности по МСФО, российские компании столкнутся с рядом проблем, решение которых может потребовать оттока экономических выгод у компании.

По мнению Консультантов, основная часть расходов компаний при переходе на МСФО придется на следующие области:

1. Оплата услуг консультантов.
2. Замена или модернизация программного обеспечения.
3. Дополнительные издержки на сбор информации.

Данные области потребуют расходов финансовых ресурсов компании, следовательно, их влияние должно учитываться в бюджете трансформации, т.е. компании должны учесть величину возможных расходов при составлении генерального бюджета на год, в котором будет производиться переход на составление финансовой отчетности по МСФО.

Кроме того, компаниям потребуются некоторые количественные/качественные изменения кадрового состава компании, связанные как с финансовыми, так и с временными затратами.

По предварительным результатам анкетирования, проведенного Консультантами, компании-эмитенты следующим образом оценивают затраты, которые им придется понести при переходе на МСФО (см. диаграмму).

При этом, большинство компаний, считают свои ожидаемые затраты умеренными, иначе говоря разумными и посильными. Учитывая императивный характер перехода на МСФО в 2004 году, беспокойство вызывает большая доля компаний, которые считают, что их затраты будут большими или очень большими (37%).

Оценка компаниями структуры затрат, которые они понесут в результате перехода на МСФО, приведена на следующей диаграмме (предварительные результаты опроса).

Консультанты считают, что разработка эффективной концепции перехода, создание системы регулирования в области МСФО, организация системы сертификации, а также ряд других мер, позволят снизить издержки компаний и обеспечить плавный переход на применение МСФО.

2.1. Издержки на услуги консультантов

Одну из основных статей оттока денежных средств при переходе на МСФО составят расходы на оплату услуг консультантов по составлению финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

В настоящее время в стране остро ощущается нехватка квалифицированных кадров в области составления отчетности по МСФО. Так как обязательный переход ряда крупных российских компаний будет осуществляться в сравнительно короткий период времени (переход планируется осуществить с 2004 года), а переквалификация и обучение специалистов новым стандартам учета потребует сравнительно больших временных затрат, российские компании будут вынуждены пользоваться услугами консультантов для составления финансовой отчетности по МСФО. При этом расходы, которые понесут компании, будут зависеть от различных факторов, в которые будут входить как чисто профессиональные аспекты (почасовая стоимость работ), так и ряд прочих аспектов (например, местоположение компании - компаниям, располагающимся далеко от крупных российских городов - Москвы, С.-Петербурга - придется также возместить консультантам стоимость проезда и проживания).

Также важно отметить, что в настоящий момент на российском рынке аудиторских и консультационных услуг работает несколько крупных международных и российских аудиторских компаний, оказывающих подобные услуги. Среди них крупнейшие международные фирмы «большой четверки» - PricewaterhouseCoopers, КPMG,Ernst&Young,Deloitte&Touche, на которые приходится «львиная» доля рынка, а также некоторые российские фирмы, добившиеся определенного международного признания и ставшие полноправными членами международных организаций, такие как: ФБК-PKF(Москва),BDOРуфаудит Альянс, Русаудит - BakerTillyInternational, Топ-Аудит (RSM) и другие.

Очевидно, что после 2004 года предложение услуг, существующее на российском рынке, не будет удовлетворять стремительно растущий спрос, что, по-видимому, сильно отразится на уровне цен. При этом следует отметить, что и в настоящее время услуги по составлению отчетности по МСФО являются более дорогостоящими по сравнению с услугами по составлению отчетности в соответствии с российскими стандартами учета.

Услуги консультантов могут понадобиться компаниям по следующим направлениям:

  • Разработка методики трансформации - комплексной программы, описывающей основные трансформационные процедуры по различным областям учета.
  • Детальное описание новых процедур в соответствии с МСФО (например, в части отложенных налогов, учета влияния инфляции, консолидации финансовой отчетности и т.д.).
  • Составление информационных запросов - унификация форм для сбора необходимой информации, на основе которой будет производиться трансформация финансовой отчетности.
  • Разработка систем таблиц сходств-различий учета по российским стандартам и МСФО; для компаний, составляющих финансовую отчетности согласно GAAP.ru США - сходств-различий МСФО-GAAP.ru США.
  • Разработка уникального плана счетов, который позволит формировать все необходимые примечания к финансовой отчетности.
  • Разработка форм отчетности и примечаний в зависимости от специфики деятельности конкретных компаний.
  • Непосредственное составление или трансформация отчетности -оказание комплексных услуг по трансформации российской бухгалтерской отчетности согласно требованиям МСФО.
  • Проведение семинаров для сотрудников компаний.

Таким образом, компании будут вынуждены воспользоваться целым комплексом услуг консультационных компаний, что потребует больших издержек, связанных с переходным периодом.

Кроме того, могут потребоваться дополнительные услуги консультантов по налогообложению, т.к. в случае параллельного существования несвязанных и противоречащих друг другу законодательных систем регулирования налогообложения и бухгалтерского учета, возможно, возникнут определенные сложности, связанные с процессом уплаты налогов (налоговое планирование, расчет отложенных налоговых обязательств, т.д.).

Кроме расходов на услуги консультантов, компаниям придется также оплачивать услуги по аудиту отчетности по МСФО. В случае, если компании будут составлять две параллельных отчетности поGAAP.ruСША и МСФО, существенный рост расходов неизбежен. Даже с учетом того, что компании получат право не составлять отчетность по российским стандартам, по мнению Консультантов, стоимость услуг аудиторов все равно возрастет. В среднем, по оценкам Консультантов, стоимость услуг по аудиту отчетности, составленной согласно МСФО, на 15-20 % выше стоимости аудита отчетности, составленной в соответствии с российскими стандартами. При этом следует отметить прогнозируемый рост цен на данный вид услуг, объясняющийся повышением спроса с 2004 года при неизменном уровне предложения (более подробно данный вопрос смотри в Обзоре рынка аудиторских и консультационных услуг по МСФО).

Особо нужно выделить группу предприятий, составляющих отчетность поGAAP.ruСША, для которых переход на МСФО также будет обязательным. Учитывая тот факт, что в настоящее время составление отчетности поGAAP.ruСША отвечает их индивидуальным целям (выход на фондовые рынки США, получение кредитов в американских банках и т.д.), то можно предложить, что многие из них будут составлять как отчетность поGAAP.ruСША, так и по МСФО. Естественно, этот вариант потребует дополнительных расходов на услуги консультационных и аудиторских компаний.

2.2. Издержки на программное обеспечение

В связи с переходом на МСФО возникнет объективная необходимость перестройки всей системы электронного ведения учета.
Перестройка может быть осуществлена на основе:

1) Имеющегося программного обеспечения;
2) Приобретения нового программного обеспечения.

По мнению Консультантов, первый вариант потребует меньших затрат, однако он может оказаться малоэффективным, т.к. не все программные продукты можно модернизировать. Кроме того необходимо учесть, что даже усовершенствованное программное обеспечение может оказаться непригодным, т.к. модернизация может привести к возможным сбоям и ошибкам в работе программы, что может повлечь большие затраты в долгосрочной перспективе. К тому же следует отметить, что в случае модернизации имеющегося программного обеспечения, компания все равно будет вынуждена привлекать специалистов-консультантов для осуществления модернизации и обучения сотрудников компании работе на новых модулях.

Внедрение нового программного обеспечения также потребует существенных финансовых затрат, так как на настоящий момент не существует готовых типовых разработок, и в каждом конкретном случае потребуется разработка индивидуальных настроек. Кроме того, компаниям потребуется помощь специалистов по созданию целостной программной системы, ее внедрению и поддержке ее работы, а также для обучения персонала компании работе с новым программным обеспечением.

Компании, составляющие отчетность поGAAP.ruСША, возможно, смогут оптимизировать уже установленные у них программные продукты для осуществления трансформации отчетности изGAAP.ruв МСФО. Однако, по мнению Консультантов, данный вариант является малоперспективным в силу того, что очень небольшое количество компаний составляет отчетность согласноGAAP.ruСША.

В настоящем отчете проблема модификации/внедрения программного обеспечения освещена в кратком виде. В полном объеме анализ данной проблемы - см. Отчет о программном обеспечении для ведения учета и составления отчетности согласно МСФО.

2.3. Издержки на сбор информации

Международная отчетность компаний отличается от отчетности, составленной по российским стандартам, большим объемом и точностью раскрытия финансовой информации о компании. Таким образом, любым компаниям, составляющим финансовую отчетность согласно МСФО, необходимо будет закладывать в свой бюджет трансформационные издержки (как финансовые, так и временные). При этом расходы на сбор информации будут возникать в обоих случаях - как при аутсорсинге, т.е. составлении отчетности внешними консультантами, так и при ее подготовке силами сотрудников компании.

Данные расходы будут включать в себя:

1. Расходы времени на сбор информации - рассылка информационных запросов по подразделениям компании, ее дочерним предприятиям.
2. Расходы времени на проверку информации
 - данные расходы включают в себя, прежде всего, расходы на сверку информации между различными подразделениями (внутригрупповые расчеты).

При этом чем сложнее будет организационная структура компании, тем большими будут издержки на осуществление сбора и проверки информации. Кроме того, необходимо отметить, что особенно высокие расходы компании понесут в течение несколько первых лет переходного периода, что будет связано со сложностью организации и адаптации оптимальной системы связи и коммуникаций между различными подразделениями компании.

2.4. Кадровые ресурсы

В настоящее время число аудиторских компаний, оказывающих аудиторско - консультационные услуги по МСФО, весьма незначительно. Количество в штате компаний специалистов, способных самостоятельно составить отчетность по МСФО, еще меньше.

Таким образом, по мнению Консультантов, спрос на кадровые ресурсы будет расти как со стороны аудиторских компаний, так и со стороны компаний-эмитентов.

В количественном отношении такая ситуация приведет к повышению расходов на поиск специалистов, а также оплату труда новых сотрудников - специалистов по МСФО 6.

В качественном отношении возникнет необходимость повышения квалификации специалистов компаний, осуществляющих переход на МСФО, это потребует также выделения существенных финансовых ресурсов на обучение и последующую сертификацию таких специалистов. В результате проведенного опроса, Консультанты выяснили оценку российских компаний-эмитентов уровня обеспеченности российского рынка специалистами по МСФО.Результаты представлены в следующей диаграмме:

Очевидно, что компании оценивают уровень обеспеченности рынка специалистами как очень низкий. Это подтверждает необходимость создания эффективной системы сертификации специалистов по МСФО. Более подробно данный вопрос раскрыт в следующем разделе 4.1 Проблема качественного несоответствия кадрового состава предприятий.


6Более подробно данный вопрос освещен в Обзоре рынка аудиторских и консультационных услуг по МСФО, раздел 3.3 Заработная плата специалистов по МСФО.

 

Источник: ФКЦБ


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий